S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl

Категория: Обзоры игр

S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl Игра: S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl Платформа:PC Жанр:action Дата выхода:20 марта 2007 г. Разработчик:GSC Game World Издатель:THQ Издатель в Рф:GSC World Publishing / Выслеживать Друзья! Свершилось то, чего мы ожидали в протяжении длительных 6 лет. S.T.A.L.K.E.R., релиз которого столько раз откладывался по тем либо другим причинам, наконец увидел этот свет. Были моменты, когда даже самые преданные поклонники засомневались, дойдет ли игра до полок либо же умрет, так и не родившись. Вспомните обещания GSC: большая территория в 10-ки квадратных км вокруг Чернобыльской АЭС, полная свобода действий, саморегулирующаяся экосистема, обалденная графика, близкое к реальности орудие, тс и 10-ки других принципиальных планов. За время разработки почти все поменялось. Какими-то мыслями пришлось пожертвовать, так как не смогли воплотить, другие превосходные задумки задушил издатель в угоду массовому потребителю. Был осуществлен переход на новейшую версию движка, поддерживающую Directx 9. К 2007-му году изначальная концепция стала фактически неузнаваемой, но все равно все ожидали Чуда. И оно вышло… практически.

Ежедневник 1-го сталкера

Денек 1-ый.
Кто я, где я? Что за человек склонился нужно мной? Он гласит, что была катастрофа, грузовик перевернулся, и мне чудом удалось остаться в живых. Но… я не помню даже, как меня зовут! И что же это все-таки за место такое? Торговец, спасший мне жизнь, именует местность вокруг “Зоной”. Какие-то артефакты, сталкеры, военные – ничего не понимаю. Это все ужас и стоит пробудиться, как я окажусь в обычном мире. Стоит только пробудиться…

Зашел в лагерь, там собралось 10-ка два юношей. Они то и есть, оказывается, сталкеры – охотники за сокровищами Зоны. Совершенно зеленоватые, правда, чуть пистолет в руках держать могут. А в моей ладошки ручка почему-либо как влитая, и прицел совершенно не дрожит. Те ребята смешные рассказы травят, на гитаре бряцают, только взор у их обреченный, как будто назавтра им погибель нагадали. Это сероватое небо и собачий вой лишают рассудка. Вечерком атакуем на заброшенном складе “братков”, которые взяли нашего, а пока жахну-ка водки. Мне жутко.

Страшно. Нас было четыре против восьми, и застать бандитов врасплох не удалось. Первыми же выстрелами зацепило Пашку Холодца, и он крючился на земле, истекая кровью, а мы не могли посодействовать. Пока другие двое отвлекали огнь на себя, я зашел во двор с тыла и свалил гада из собственного ПМ, другого ранил в животик. Осознав, что их окружили, гопники кинулись врассыпную, каждый за себя. Здесь мы их и перебили по одному. Вот только Лысый, дурачина храбрый, с кликом “Ура!” забежал первым на склад и получил из обреза в лицо… Тот схваченный сталкер живой оказался, за его спасение нам с Серегой хорошо заплатят. Но Холодца придется добить, все равно до утра не протянет. Ну и хабар лучше на двоих поделить.

Денек шестнадцатый.
Вчера снова эти тупые вояки пробовали у нас Агропром отбить, чего их так сюда тянет, как будто медом намазано? Когда все утихло, собрали с трупов стволы и патроны. Мне Абакан с оптикой достался, авторитетный трофей! На данный момент сижу на крыше, мутантов из него отстреливаю – здесь все так забавляются, когда больше заняться нечем. У кого с юмором туго, те вообщем на людей охотятся, как на животных. Подонки. Кстати, вон вижу на горизонте, идет группа таких к лесополосе, судя по спортивным брюкам и кроссовкам – “реальные пацаны”. Та-аак, на данный момент повеселимся! Они же не знают, что этот лесочек кровососы облюбовали. Пойду бинокль возьму, а то у Абакана стекла слабоватые, плохо будет видно “шоу”.

Кажется 3-ий месяц, не уверен.
Я кретин, какой я все-же кретин! Ведь не 1-ый денек в Зоне, столько всего повидал, и так тупо вляпаться в “пирог”. Кислота прожгла защитный комбинезон в нескольких местах, еле успел сбросить, а то бы мясо до кости разъело. Ну я же не задумывался тогда, что в подвале к тому же радиация зашкаливает, а когда сообразил – уже поздно было. Так что в кислоте не сварился, зато получил дозу облучения на 100 лет вперед. Мужчины молвят, до Нового Года не доживу.

Издавна растерял счет времени.
Окаянный бармен. Это он меня надоумил к Саркофагу идти, дескать, отыщешь там “Исполнитель желаний” и попросишь его излечить от лучевой заболевания. Он еще что-то про “Выжигатель мозгов” пробормотал, но я уже не слушал. Взял с собой полюбившуюся Грозу, патроны, пищу, нацепил артефакты и ломанулся на север. Поначалу все нормально было, прошел базу “Свободы” без особенных происшествий и попал уже на местность монолитовцев. А сейчас ночкой приснился ужас: вижу себя самого вроде бы со спины, как пробираюсь по густому лесу, вдруг раздается одичавший вопль сзади, оборачиваюсь… А у меня зрачков нет, одни белки закатившиеся, и рот перекошен, весь в пене! Пробудился в поту, с страшной головной болью, пилюли не помогают. Наверняка, последствия облучения. И, кажется, начались галлюцинации. Слышу глас издавна погибшего Холодца, вроде его бандиты застрелили? Час вспять из кустов выскочил снорк, я отдал по нему очередь, а он растворился в воздухе как фантом. Быстрее на север, по другому эта радиация меня прикончит.

Нет больше сил писать…
…это… не радиация… излучение… МОЯ ГОЛОВА…

Практически волшебство

Вы спросите, какое отношение имеет данный ежедневник к рецензии? Да самое конкретное! На самом деле, это путные заметки, воспоминания в чистом виде, эмоции из самого сердца Зоны. “С.Т.А.Л.К.Е.Р.” настолько очень отличается от всего ранее виденного, что просто рука не подымается судить о нем обычными категориями и раскладывать по полочкам сюжет, графику и т.п. Атмосфера – вот что правит бал, все другое работает сначала на нее. Если ассоциировать с другими играми, то поближе всего окажется Fallout. И не только лишь так как постапокалиптические декорации, точнее как раз так как не декорации. Вокруг живой мир, которому веришь. Он очень грозный, нередко ожесточенный, но логичный. Только сильные на физическом уровне и морально люди могут выжить в аду, где большая часть местности до сего времени заражена радиоактивными выбросами, а смертельные аномалии поджидают на каждом шагу.

В таковой ситуации идет борьба не на жизнь, а на погибель за ресурсы для выживания. Такими являются пища, орудие, медикаменты и просто незапятнанная территория для лагеря. Кто-то сохраняет человеческое лицо и делает некоторое подобие цивилизованного поселка, охраняемого военизированной структурой “Долга”. Другие же, выражаясь словами 1-го встреченного сталкера, “сбиваются в своры, точно волки”. Пугливые твари поодиночке, собравшись в банду, они грабят и убивают всех, кто подвернется под руку.

У каждой группировки своя собственная идеология и отношение к Зоне. Например, ученые считают ее неоценимым даром всему населению земли и, невзирая на смертельный риск, часто организуют экспедиции для сбора редчайших вещиц из аномалий либо отлова образцов мутировавшей фауны. Анархисты “Свободы” желают, чтоб каждый имел открытый доступ на охраняемую местность, мог собирать хабар и продавать его потом людям из окружающего мира. Наемники о больших материях не думают, зато отменно отрабатывают свою заработную плату. Попросят достать артефакт – достанут, отдадут приказ уничтожить – уничтожат. А бойцы даже во сне считают деньки до конца договора, так им охото убраться из этой мясорубки.

Да, система фракций в игровой промышленности стара как мир. Но в “Сталкере” дела меж разными группировками получили принципно новое развитие. Бойцы больше не дерутся меж собой только по велению скрипта. Нередка ситуация, когда, спеша по своим делам, вы вдруг слышите гневную перестрелку меж армейским спецназом и группой свободных стрелков. Либо те же сталкеры отбивают еще одну атаку братвы на полуразрушенном жд вокзале. Сможете пройти в другую локацию, а позже возвратиться и оглядеть поле боя. Отыщите трупы, орудие, а время от времени и покалеченых, хотя обычно победившая сторона их сходу добивает. Либо так получится, что мертвечиной уже лакомятся слепые собаки-мутанты – это обещанная система А-Лайф в действии.

На моей памяти “С.Т.А.Л.К.Е.Р.”, пожалуй, 1-ый высокобюджетный экшн с таковой привораживающей картинкой. Дело не в плотности эффектов на квадратный метр либо числе полигонов в кадре. Беспристрастно движок X-Ray по многим характеристикам уже начал устаревать. Но за счет фотореалистичных текстур (изготовленных, кстати, на базе фото из Чернобыля, куда не побоялись отправиться храбрецы из GSC Game World) и красивого динамического освещения создается непередаваемый эффект присутствия. Просто выйдите на улицу в грозовую ночь, посмотрите на тени, отбрасываемые травкой при вспышках молнии, и вы поймете, о чем речь. Обитатели СНГ вообщем ощутят себя как дома: заржавелый остов ЗИЛа по соседству с брошенным БТР, полуразрушенные коробки фабричных цехов, заросшие изнутри бурьяном. А еще сгнившие избы, скульптурные монументы в духе соцреализма, плакат “Боец! Сберегай винтовку, как жизнь свою!” на древнем армейском складе – все свое, родное, из не такового уж и дальнего прошедшего. Нечто схожее мы лицезрели исключительно в “Half-Life 2”, но если там “совок” был очень перемешан с научной фантастикой, то тут стопроцентная аутентичность.

Есть в игре один блестящий момент, который многие пробовали воплотить и ранее, но только у украинцев это вышло полностью. Речь об оружии, поточнее об чувствах во время стрельбы. Говоря обычным языком, к собственной “пушке” привыкаешь. Никаких абстрактных очков опыта нет и в помине, все на чисто личном уровне. Приведу пример, чтоб было понятней. Какое-то время я бегал с обыденным АК-74, а потом перебежал на «Абакан» с оптическим прицелом. Но вот незадача – прицел как бы намного лучше, не плохое приближение, а попасть противнику в голову не могу. И здесь вдруг понимаю, что, во-1-х, отдача меньше, а во-2-х, при использовании данной оптики целиться нужно точно по центру. Приблизительно через полчаса тренировки процент попаданий достигал уже приблизительно 80%. А ведь есть еще рикошет, поправка на дистанцию, различные типа боеприпасов, винтовки ломаются и клинят в самый неподходящий момент. Все такие мелочи перечислить нет никакой способности, нужно просто играть самому и созидать. И самое приятное, что не для галочки эти “фишки” приверчены, а гармонически вписываются в геймплей.

Чтоб выжить в Зоне, необходимо иметь правильную экипировку. Да, вы не ослышались – конкретно “правильную”, а не просто неплохую. Потому что количество переносимого груза ограничивается его весом, придется хорошо поразмыслить, до того как отправиться на выполнение сурового задания. Обыденный набор – пистолет и штурмовая винтовка (благо выбор просто громаден) и около тыщи патронов в нагрузку. Для чего там много, спросите вы? Да просто это вам не Diablo, где можно в хоть какой момент телепортироваться в город и накупить пузырьков здоровья. Торговцев сильно мало, а места довольно значительны, ну и ситуация время от времени изменяется так, что возвратиться по той же дороге вспять нереально. А поэтому приходится быть готовым к хоть какому раскладу и всегда иметь в припасе аптечки, пилюли от радиации, пищу, бинты на случай кровотечения и несколько гранат. Забудете взять что-то одно и или умрете от облучения, или от голода, а то и совсем останетесь с пустым рожком против своры голодных псов.

А еще от всей души советую играть в наушниках, потому что по другому ваши соседи могут вызвать наряд милиции. Дело в том, что выстрелы специально записывались на полигонах в США, так что мы сейчас можем насладиться живым звуком. Настолько сочной пальбы создатель этих строк не слышал уже очень издавна, потому что большая часть девелоперов издавна бросили все силы на создание технологичной рисунки, забыв о высококачественной озвучке. Но если стрельба быстрее дает привкус реализма, то неожиданный стршный рык и сопение в черном коридоре гарантированно лишат вас некоторого числа нервных клеток. Не буду вдаваться в подробности, просто поверьте – страшно. Мрачнейший dark ambient в качестве музыкального фона подводит плачевный результат: на работу либо учебу вы пойдете с красноватыми от недосыпания очами, потому что “Сталкер” засасывает без всяких шансов на возвращение в реальный мир.

Не захотели? Не смогли? Не успели?

Здесь бы мне и окончить и выставить игре заслуженные 5 баллов. Но как досадно бы это не звучало! Не все оказалось так гладко, как хотелось бы. Начнем с того, что разработчики выполнили от силы четверть обещаний, оказавшись заложниками собственной же маркетинговой кампании. Помните удивительные заявления, что Зона повсевременно будет изменяться, дескать, никакого неизменного ландшафта? Очевидно, не осилили. Более того, заместо единой большой карты (на манер Operation Flashpoint либо “Готики”) приходится наслаждаться полутора десятками пусть и детально проработанных, но все таки не очень огромных локаций. От тс в финишной версии остался пшик, хотя на роликах мы не раз их лицезрели. Но это сущая ерунда по сопоставлению с тем, как “выполнены” другие обещания.

Взять хотя бы тот же А-Лайф. На 1-ый взор, вокруг вправду бурлит жизнь, повсевременно что-то происходит без нашего роли. Но уже после нескольких часов игры становится понятно, как работает данный механизм. Очевидный, пошлейший респаун. Монстры не размножаются, они просто возникают из воздуха, время от времени прямо на голову игроку. Другие сталкеры обычно честно приходят со стороны примыкающего уровня, но есть места, где и люди материализуются из ниоткуда. Из-за этого зачистить местность неприятельского лагеря становится нереально: идет перманентный бой со все новыми и новыми волнами врага. В 1-ые же деньки после релиза “респы” вызвали бурю протеста на всех игровых форумах, посвященных “Сталкеру”, так что, вероятнее всего, эта оплошность будет исправлена патчем.

С квестами ситуация намного печальней. Если основная сюжетная ветка вызывает энтузиазм практически до самого конца, то с побочными заданиями просто неудача. В наилучшем случае предложат поучаствовать в штурме, а в главном генерируются случайные задания типа “Принеси ногу снорка” либо “Убей такого-то сталкера”. Скучновато, серо и бесталантно. Способности детально проработанного, полностью уникального мира употребляются от силы процентов на 5. Поклонники теряются в гипотезах, как такое вышло и кто повинет. Да и эта неувязка решаема – в скором времени в открытый доступ поступит бесплатный редактор, так что любительские моды и дополнения вдохнут новейшую жизнь в несколько сыроватую Зону.

И еще. Воздействие западного издателя THQ плохо сказалось на реалистичности и серьезности игрового процесса, потому что был изготовлен очень большой перекос в сторону экшена. Врагов время от времени вываливают просто пачками, так что к финишным титрам вы подойдете с несколькими сотками трупов на совести. И если сначала такая ситуация очень редка, то на поздних уровнях действо в духе Call of Duty откровенно бесит. Не этого мы ожидали, не этого. Чтоб “Сталкер” не перевоплотился в глуповатую стрелялку, советую поставить сложность на максимум и отключить перекрестие прицела. В купе с красивым искусственным умом (разве что “F.E.A.R.” может составить конкурентнсть) эти нехитрые манипуляции подарят принципно другие воспоминания от боя.

Про затвор “Калашникова” слева, опознавательные знаки украинских ВВС на вертолетах, покоящихся на Свалке еще со времен ликвидации аварии 1986 года, и другие обидные ляпы писать тщательно не буду. Ибо мелочи.

Итоговые комменты

Величавая Игра, достойная занять почтенное место рядом с первыми частями “DOOM” и “Half-Life”. Новое слово в жанре и наилучшее, что сделали на постсоветском пространстве со времен “Тетриса”. GSC Game World фактически в одиночку отдуваются за всяческие инстинкты, волкодавы и прочую мерзость, позорящую СНГ перед остальным миром. Ребята, вы сделали это! Спасибо вам большущее и поклон до земли.

P.S.. Дорогие читатели! Призываю всех вас не скупиться и дать кровные 350 рублей за лицензионную коробку с игрой, а не спонсировать пиратов. Хотя бы так как разработчики честно заслужили эти средства.



Другие статьи: